Комментарий. Обеспечить базовые условия для стабильного бизнеса на селе.

Комментарий. Обеспечить базовые условия для стабильного бизнеса на селе.

Комментарий. Обеспечить базовые условия для стабильного бизнеса на селе.
19 Декабря 2018
«Майским» указом Президента РФ предусмотрены задачи по увеличению количества занятых в сфере малого и среднего предпринимательства до 25 млн человек к 2024 году или почти на 40% (сейчас около 18 млн). В рамках Национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», который, по сути, был разработан во исполнение Указа, составляющей вошел федеральный проект «Создание системы поддержки фермерства и развития сельской кооперации». На проект предусматривается выделение до 2024 года 37 млрд рублей, в том числе 17,9 млрд на поддержку сельхозкооперативов, 16,375 млрд рублей на грантовую поддержку КФХ, 3 млрд рублей на центры компетенции. В результате предполагается вовлечь в кооперацию и малое предпринимательство за 6 лет более 100 тысяч граждан. Кроме того, разработан и федеральный проект «Расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам».

Однако, для того, чтобы выделенные ресурсы сработали надолго и позволили создать устойчивые бизнесы и кооперативы, необходимо обеспечить базовые условия для развития предпринимательства. Показателем создания благоприятного предпринимательского климата являются данные статистики – сколько создано новых бизнесов, сколько из бизнеса ушло. Итоговая цифра должна показывать положительную динамику. Это значит, вложив в бизнес или кооператив инвестиции и ресурсы, предприниматели смогут решить параллельно возникающие задачи, среди базовых — получить кредит, реализовать продукцию и по итогу года остаться с доходом, позволяющим осуществлять воспроизводство или расширенное воспроизводство.

В село с целью предпринимательства приезжают и могут приехать молодые ребята, которых нужно простимулировать жильем, грантами, свободным оформлением земли – однако, принимать решение о переезде в село и реализации стартапа инвестиционного проекта они будут, оценивая модель возможного бизнеса в долгосрочной перспективе со всех сторон. То же самое касается и сельских предпринимателей из села и вышедших – если проблем с бизнесом больше, чем выхлопа – нет смысла и затеваться. Мало начать дело, важно его эффективно продолжить, сохранить и развить.ONFNOYABR2018-4

На дискуссионной площадке «Сельская кооперация и поддержка фермерства», которая проходила в рамках съезда ОНФ, мы как раз обсуждали, что мешает малым предпринимателям и кооперативам быть успешными и как эти проблемы решить.

В части господдержки

Малые предприниматели на селе, безусловно, нуждаются в мерах государственной поддержки, выравнивающих доходность (несвязанная поддержка на га, на литр молока), в доступных кредитных и заемных ресурсах, рынках сбыта, профильных консультациях технологического, экономического и юридического характера.

Основное предложение, выработанное на площадке: несвязанную поддержку на га предоставлять только субъектам малого предпринимательства, остальные должны получать доходы за счет новых технологий и эффекта масштаба или по аналогии с льготным кредитованием установить квоту средств на МФХ пропорционально доли произведенной сектором продукции в конкретном регионе.

В части кредитования

Тот факт, что только малая доля КФХ получают льготные кредиты, известен. Здесь проблемы, связанные с доходностью, финансовой отчетностью, нехваткой залога, большим пакетом документов.

Во многом жесткие требования банков объясняются соответствующими требованиями со стороны Центрального Банка РФ. Важнейший вопрос — регулирование Центрального банка РФ. Предложение, сформулированное на секции в адрес ЦБ, касалось упрощения требований к коммерческим банкам по работе с кредитами МФХ, сформулированные в Положении Банка России № 590-П 28.06.2017.

Кроме того, к сожалению, созданная система региональных гарантийных организаций (РГО) не настроена на работу с кредитами малых чеков, а это могло бы способствовать решению вопроса с залогом.

РГО создавались для целей обеспечения доступа субъектов МСП к кредитным и иным финансовым ресурсам, включая крестьянские фермерские хозяйства и сельскохозяйственные потребительские кооперативы. Однако, выдавая гарантию РГО, хотят учесть все возможные риски. Получается двойная процедура прохождения документов — сначала в банке, затем в РГО. Поскольку РГО гарантируют только часть риска, зачастую они не могут с банком поделить залоги. Да и мотивации – предоставить гарантию, чтобы помочь мелкому фермеру и кооперативу получить необходимый для развития кредит у РГО, нет. Показатели по количество выданных гарантий в критериях оценки эффективности РГО не установлены. По факту, за 6 месяцев 2018 года РГО по России выдали всего 29 поручительств фермерам и 24 – сельскохозяйственным кооперативам. Хотелось бы, чтобы в рамках федерального проекта «Расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам» вопрос установления количественных задач в отношении РГО был бы решен. В итоге, это бы привело к росту доли сельских предпринимателей и кооперативов, воспользовавшихся кредитными ресурсами. И если, по данным на 1.10.2018 года только 4% зарегистрированных КФХ получили льготные кредиты, то по итогам 2019 года мы должны увидеть цифру не менее 15%. В этом и будет результат вышеуказанного федерального проекта. Простое выделение средств финансовым институтам без заданных количественных целей не приведет к желаемым результатам.

В части рынков сбыта

Трудности с попаданием на полки торговых сетей безусловно касаются большей части фермеров и кооперативов. Малым производителями сложно выполнять жесткие требования ритейла и конкурировать с крупными поставщиками. Отсюда первая задача: кооперироваться, чтобы обеспечивать больший и регулярный объем. Однако, даже это не решит проблему доходного сбыта. Так, сетями установлены обязательные еженедельные промо-акции для поставщиков, которые предполагают реализацию продукции по сниженной на 20% цене, что убыточно для производителя. Кроме того, закупочные цены практически всегда на грани себестоимости. Дело в том, что ритейл работает с межрегиональными оптово-распределительными центрами (ОРЦ), которые закупают продукцию по наиболее низким ценам в регионах, где по факту произошло перепроизводство. Например, закупочная цена картошки в ситуации перепроизводства падает до 2-4 рублей, а для другого региона это абсолютно убыточный демпинг. И даже, если в шаговой доступности от кооператива есть торговые сети, поставить продукцию туда и не выгодно, и невозможно, во–первых, потому что продукция поставляется с межрегионального ОРЦ, а во-вторых – непроходимо низкая цена.

Предложение от площадки: должна быть установлена законодательная норма – местные производители должны быть представлены на прилавках торговых сетей в объеме не менее 30% — здесь уже торговые сети должны создать условия, привлекательные для местного бизнеса. Кроме того, торговлю целесообразно простимулировать, при условии доли продукции субъектов малого предпринимательства на полках не менее 25% — предоставляется налоговая льгота.

В рамках дискуссии были озвучены предложения об установлении в торговых сетях специальных прилавков для фермерской продукции, которая всегда найдет своего покупателя, хотя и не продается по демпинговым ценам. Фермерско-кооперативная продукция, даже не будучи в чистом виде органическая, априори выращенная с меньшим количеством удобрений и прочей химии, и на это всегда есть свой спрос.

Госконтракты и поставки в социальные учреждения отданы в основном крупным поставщикам. Местным, да еще и малым производителям туда пробиться невозможно. Что касается ярмарок выходного дня и рынков – для фермеров и кооперативов дорога туда закрыта. Здесь царствуют перекупщики. Сомодератор площадки Анатолий Коротаев, председатель СССППК второго уровня «Флагман» Липецкой области предложил развивать систему кооперативных магазинов и мелкооптовых рынков. Однако, здесь нужны серьезные инвестиции с господдержкой.

В итоге предложения площадки в части улучшения доступа к рынкам сбыта выглядят следующим образом:

1.Законодательно установить обязательное требование о 30-процентной доле местных поставщиков на региональных прилавках торговых сетей.

2.Предусмотреть налоговые преференции для торговых сетей с долей продукции субъектов малого предпринимательства, включая СПоК, не менее 25%.

3.Предусмотреть господдержку кооперативам на аренду или создание розничных кооперативных магазинов шаговой доступности или строительство таких магазинов за счет государства и предоставление их в аренду на льготных условиях реально действующим кооперативам.

4.Предусмотреть в положениях о государственной поддержке сельскохозяйственных кооперативов пункт, позволяющий направлять грантовые средства на строительство и реконструкцию мелкооптовых кооперативных рынков.

5.Предусмотреть господдержку на разработку и создание товарного знака.

6.Внести в Федеральный закон №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» положения о преференции в закупках сельскохозяйственной продукции у сельскохозяйственных потребительских кооперативов и субъектов малого предпринимательства.

В части консультирования

Принимая во внимание тот факт, что только 3-5% малых предпринимателей могут эффективно развиваться без профильного консультирования, задача обеспечения информационно-консультационной поддержки малых предпринимателей на селе и кооперативов имеет необычайно важное значение. Однако, профессиональных специализированных служб, направленных только на вышеуказанный сегмент, очень мало. В основном, это службы, сформированные на базе профильных союзов и ассоциаций. Именно там специалисты давно погружены в тему, работают и с фермерами, и с ЛПХ, и с кооперативами, но им не хватает ресурсов для обеспечения консультирования по всему спектру вопросов.

Только в нескольких субъектах РФ сохранились ИКЦ, созданные в свое время за счет государственных ресурсов, однако они работают на весь АПК, задача малого сектора не выделена в качестве приоритетной. А выбранные сегодня структуры в качестве центров компетенции зачастую далеки от деятельности фермеров и кооперативов. Об этом, в частности, высказывался Александр Максимович Родин – заместитель председателя Совета АККОР.

На площадке ОНФ были сформулированы следующие предложения:

Создавать центры компетенции на базе организаций фермерского самоуправления и других профильных союзов, исходя из уровня развития данных структур организации в регионе и наличия районных подразделений.

Установить для центров компетенции обязательным условием – доля услуг, оказываемых МФХ — не менее 70%.

Поддерживать создание опытных площадок на базе фермеров и кооперативов — для тиражирования опыта и обучения основам кооперации.

Для того, чтобы оценить эффективность тех или иных мер поддержки, а также динамику изменения ситуации в проблемных зонах, важно проводить регулярные мониторинги, опираясь на мнение и оценку целевой группы – сельских предпринимателей и кооператоров.

Общероссийский народный фронт считает проведение оценочных мониторингов одной из важнейших задач оценки предпринимательского климата и эффективности мер господдержки данного сектора. По сути народный контроль позволяет определять болевые точки, а экспертная работа — сформулировать предложения, которые позволят создать действительно эффективную систему поддержки фермерства и кооперации.

Источник
© 2015 ГБУ ЦСК РБ | All rights reserved Яндекс.Метрика