Нужна ли российским аграриям сельхозавиация?

Нужна ли российским аграриям сельхозавиация?

Нужна ли российским аграриям сельхозавиация?
22 Августа 2018
Тысячи агросамолётов, а правильнее – самолётов для авиационно-химических работ, трудятся над полями многих стран мира. Ранее в нашей стране трудились около 4 000 сельскохозяйственных самолётов (типа «Ан-2сх») и вертолётов (типа «Ми-2сх», «Ка-26»), но теперь, по данным Департамента растениеводства Минсельхоза России, в нашей стране легально работают 238 летательных аппаратов, производящих авиахимические работы. Для удержания передовых позиций России на мировом рынке, которые она занимает в последние годы, в частности по экспорту зерна, требуется использование высокотехнологичных инструментов, которые позволят эффективно обрабатывать большие посевные площади.

Так ли эффективен сельскохозяйственный самолёт?

Звено самолётов типа «Ан-2сх» за три лётных дня может обработать до 10 000 га посевов. Весной, когда из-за распутицы наземной технике не войти в поля на раннюю подкормку озимых, только сельскохозяйственный самолёт способен внести необходимые удобрения. По этой же причине осенью провести своевременную десикацию (прим. – «десикация» — предуборочное подсушивание растений для ускорения созревания и облегчения уборки урожая) удастся только с воздуха.

Технологическая колея, которая неизбежна при работе колесной техники, губит до 10% урожая, самолёт же её не оставляет, а спутниковая навигация позволяет проводить обработку полей с практически ювелирной точностью.

Стоимость услуг агроавиации

На практике, авиа-обработка ровно в 2 раза дешевле, нежели применение колёсной техники. Сертифицированные на авиахимработы компании в среднем по стране берут за разовую обработку 1 га 350-400 рублей. А сколько затратит фермер на обработку 1га своих полей трактором? Солярового топлива уйдёт от 8 до 12 литров, в зависимости от типа трактора, а это уже 350-500 рублей. Трактористу и прицепщику еще минимум 50 рублей за гектар. Амортизация, накладные расходы, транспортный налог … Получается, что заказать обработку поля сельхозсамолётом выгоднее. И главное преимущество – скорость. Даже один старенький «кукурузник» (самолёт типа «Ан-2сх»), может за один летный день (прим. «лётный день» — всё светлое время суток) обработать до 1200 га. Для обработки этих же объёмов за один день наземной техникой потребуется 20-40 единиц, в зависимости от их современности, а значит и стоимости.

Кто работает на «авиахимии»?

Сегодня в России всего около 30 авиакомпаний сертифицированы на проведение авиационно-химических работ. Они добросовестно тратят средства на поддержание уровня безопасности полетов, обучение пилотов, продление летной годности воздушных судов, уплату налогов.

Но там, где есть выгода, всегда появляются предприниматели, стремящиеся получить эту самую выгоду по максимуму, в том числе незаконно. В дополнение к 238 сельхозсамолётам, которые легально обрабатывают российские поля, в небе нашей великой Родины летают сотни так называемых в авиационном сообществе «чернофлажников» (прим. – «чернофлажник» — предприниматель от авиации, незаконно оказывающий услуги потребителям). Прорехи в действующем законодательстве позволяют пилотам-самоучкам покупать подержанные самолёты и мотодельтапланы, приспосабливать их для разбрызгивания жидкостей, загружать ядохимикатами и совершенно бесконтрольно возить их над нашими головами, обрабатывать поля и зарабатывать «чёрный нал». Стоимость их «услуг», конечно же, ниже, чем у сертифицированных на такие работы авиакомпаний, но значительно выше и опасность авиакатастроф, и вероятность того, что на поле фермеру выльют химикаты, которые в малом количестве – польза, а в большом – яд.

Положение дел в агроавиации современной России

Ситуация парадоксальная – во всём мире аграрная авиация – мощное средство интенсификации растениеводства, средство для экономического рывка, но в нашей стране эта отрасль практически брошена на произвол судьбы. Единственная организация в стране, озадачившаяся вопросами сохранения и развития сельскохозяйственной авиации – Фонд содействия развитию сельского хозяйства. Эта российская некоммерческая организация с 2012 г. занимается вопросами создания инновационных инструментов развития аграрного сектора экономики страны. Первыми шагами в деле развития сельхозавиации стали создание Ассоциации сельскохозяйственной авиации (АСА) и проведение в мае 2018 г. в Москве 1-й Всероссийской конференции по развитию сельскохозяйственной авиации, участие в которой приняли: член Совета Федерации РФ Сергей Митин, Директор департамента растениеводства Минсельхоза России Пётр Чекмарёв, представители Росавиации, Генеральной Прокуратуры РФ, Министерства Обороны РФ, директора действующих авиакомпаний и эксперты.

Источник
© 2015 ГБУ ЦСК РБ | All rights reserved Яндекс.Метрика